Материалы кружка
О.Ю.Шведов
Примерный план изучения материалов кружка
Инструкция по распаковке и распечатке материалов - на форуме
Если не оговорено иное, для скачивания материалов кружка нужен допуск-1 , для получения которого достаточно регистрации на сайте. Просмотр планов курсов возможен и без регистрации.
1. Введение в математику
Этот курс не содержит теоретического материала. Школьник должен в процессе решения задач научиться составлять уравнения по тексту задач, решать уравнения и системы (в основном возникающие в задачах), строить графики простейших зависимостей. Курс предназначен в основном для школьников, не имеющих на момент записи в кружок основного общего (9-классного) образования.
- Приложение 1.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 1.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 1.3. Задания повышенной трудности
- Приложение 1.4. Задания повышенной трудности (требуют также начальных сведений из курса "Введение в алгебру и анализ")
Введение в геометрию
Как показал опыт работы со школьниками, вопросы оснований геометрии (какие утверждения формулировать в качестве аксиом? что доказывать в качестве теорем?) на плоскости особого интереса у ребят не вызывают. Утверждения теорем качественной геометрии на плоскости (равные и неравные отрезки, углы и треугольники) обычно и так наглядно понятны. В то же время, теоремы и задачи вычислительной геометрии достаточно интересны школьникам, особенно если результат можно проверить экспериментально. Курс ориентирован на решение геометрических задач на вычисление, математическая строгость при этом самоцелью не является. В то же время, все количественные соотношения геометрии на плоскости подробно выводятся.
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 4. Подобие треугольников. Теорема Пифагора.
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 5. Площади, углы и тригонометрия.
- Приложение 2.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 2.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 2.3. Задания повышенной трудности
3. Введение в алгебру и анализ
Цель курса - познакомить школьника со всеми понятиями и теоремами школьной алгебры (квадратный трехчлен, последовательности и прогрессии, степени и логарифмы) и дать ему первоначальное представление о высшей математике (производные и интегралы, натуральный логарифм и экспонента, комплексные числа). Хотя математическая строгость самоцелью не является, обоснования всех соотношений "на пальцах" приводятся.
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 1. Введение в алгебру
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 2. Элементы высшей математики
- Приложение 3.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 3.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 3.3. Задания повышенной трудности
4. Введение в физику
Цель курса - познакомить школьника с теми разделами физики, изучение которых не требует высшей математики. Таких разделов оказалось не очень много: механика Архимеда, свойства веществ (калориметрия и уравнение идеального газа), геометрическая оптика.
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 1. От простых механизмов к законам статики и гидростатики
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 2. Свойства веществ
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 3. Геометрическая оптика
- Приложение 4.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 4.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 4.3. Задания повышенной трудности
5. Геометрия в координатах
Для "взрослых" использование координат и векторов в геометрии существенно упрощает изложение. Как выяснилось, у школьников восприятие совсем другое: при выборе между "наглядным" (проведем линию, заметим равные углы и отрезки и т.д.) и "векторным" доказательствами школьник всегда предпочитает наглядное рассуждение. Как оказалось, школьникам также достаточно трудно научиться отличать скалярное произведение векторов от произведения их длин. Поэтому координатные и векторные методы являются завершающим этапом в изучении планиметрии. Вторая часть курса посвящена стереометрии. Утверждения геометрии в пространстве не столь очевидны наглядно, как на плоскости, поэтому аксиоматический способ изложения здесь уже вполне приемлем.
Архив курса (нужен допуск-3 )
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 6. Координаты и векторы на плоскости
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 7. Основные понятия стереометрии
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 8. Вычисления в стереометрии
- Приложение 5.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 5.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 5.3. Задания повышенной трудности
6. Исчисление бесконечно малых в физике (кинематика, статика)
Курс объединяет те разделы физики, где в первую очередь требуется хорошее знание дифференциального и интегрального исчисления. Это кинематика неравномерного движения (понятия мгновенной скорости и ускорения, равноускоренное движение, движение по окружности и колебания, кинематические связи), статика и электростатика (потенциальная энергия и ее минимальность в равновесии), термодинамика (работа и количество теплоты, КПД циклов, начала термодинамики).
Архив курса (нужен допуск-2 )
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 4. Кинематика неравномерного движения
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 5. Статика и электростатика
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 6. Элементы термодинамики
- Приложение 6.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 6.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 6.3. Задания повышенной трудности
7. Уравнения и неравенства. Целочисленная математика
Курс посвящен различным равносильным преобразованиям, используемым при решении уравнений. Важная часть курса - решение уравнений в целых числах и теоремы целочисленной математики
Архив курса (нужен допуск-4 )
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной математике. Глава 3. Уравнения и неравенства. Целочисленная математика
- Приложение 7.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 7.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 7.3. Задания повышенной трудности
8. Динамика и гидродинамика
Только когда школьник освоился и с понятием ускорения (раздел "Кинематика"), и с понятием сил и их векторного сложения (раздел "Статика"), имеет смысл приступать к изучению законов Ньютона и решению задач на эту тему. Курс посвящен изучению механики и молекулярно-кинетической теории.
Архив курса (нужен допуск-3 )
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 7. Динамика
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 8. Гидродинамика и микроскопическая физика
- Приложение 8.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 8.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 8.3. Задания повышенной трудности
9. Электродинамика
В курсе изучаются электрические цепи, электромагнитные явления, а также волновая и квантовая оптика.
Архив курса (нужен допуск-4 )
- План курса
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 9. Электрические цепи
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 10. Электромагнитные явления
- О.Ю.Шведов. Лекции по школьной физике. Глава 11. Волновые и квантовые явления (в стадии написания)
- Приложение 9.1. Задания для разбора с преподавателем
- Приложение 9.2. Задания для самостоятельной проработки
- Приложение 9.3. Задания повышенной трудности