Как организована работа кружка?
О.Ю.Шведов
Обычно в кружок приглашаются учащиеся 10-х классов. 11-классникам за несколько месяцев трудно успеть подготовиться к поступлению в МГУ: хотя бы летние каникулы между 10-м и 11-м классами в резерве хорошо бы иметь. 9-классники за три года, скорее всего, успеют полностью поменять круг своих интересов - и от первоначального состава кружка, вероятно, не останется и следа. Поэтому 9-класснику имеет смысл записываться в кружок, только если он собирается в дальнейшем проходить у себя в школе программу 10-11 классов экстерном за год, поступая в вуз на год раньше.
Встречи кружка обычно организуются раз в неделю. Однако самостоятельная работа ученика по материалам кружка должна быть непрерывной.
Для контроля успеваемости школьников предусмотрены зачеты.
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Четвертый этап
Отметим, что материал первого этапа - в основном повторение пройденного в младших классах с отдельными вкраплениями нового.
Билет на зачете состоит из 4-6 заданий (теоретических вопросов и задач). Все теоретические вопросы известны заранее , излагаются на лекциях, примерные ответы выдаются ученикам в виде брошюры; список задач также известен заранее ; по теоретическим вопросам и решению задач проводятся консультации. Каждый зачет разрешается пересдавать сколько угодно раз. На каждого ученика заводится карточка с указанием успеваемости по зачетам.
Пример билета к зачету "Введение в алгебру"
1. Разложение квадратного трехчлена на множители.
2. Применения логарифмов (замена умножения на сложение, возведение числа в дробную степень).
3. Решите неравенство 2/x>3/(x-1).
4. За сколько часов два экскаватора вместе выкапывают котлован, если в одиночку они это делают на 4 ч и, соответственно, на 9 ч дольше?
5. Переведите в обыкновенную дробь периодическую дробь 1,2(45).
Пример билета к зачету "Введение в механику"
1. Экспериментальное определение центра масс плоской фигуры.
2. Задача Паскаля о гидравлическом прессе: решение на основе неравенства для полезной и затраченной работы.
3. Школьники побывали в селе Константиново, на родине Сергея Есенина, и возвращались к себе домой в Рязань на автобусах. Автобусы ехали со скоростью v1=70 км/ч. Пошел дождь, и водители снизили скорость до v2=50 км/ч. Когда дождь кончился, автобусы вновь поехали с прежней скоростью и въехали в Рязань на t0=10 мин. позже, чем было запланировано. Сколько времени шел дождь?
4. Неравноплечие весы находятся в равновесии. Если на левую их чашку положить груз, то он уравновешивается гирей массы m1=2 кг на правой чашке. Если этот же груз положить на правую чашку весов, то он уравновесится гирей массы m2=8 кг на левой чашке. Какова масса груза?
5. Деревянный шар подвешен на нити так, что половина его находится в воде. Найдите отношение плотности дерева к плотности воды, если прикрепленная к шару нить натянута с силой F=6 Н. Вес шара в воздухе равен P=16 Н.
Оценка за зачет выставляется из максимума в 100 баллов. Она считается положительной, если в сумме набрано свыше 50 баллов - при условии, что за каждое из заданий стоит положительная оценка (20+20+20+20+0 считается неудом, 15+10+10+15+5 считается положительной оценкой). Это правило введено для того, чтобы не было соблазна подготовить к зачету только половину задач.
Школьники с олимпиадным потенциалом, способные в будущем учиться в МГУ, на зачетах первого этапа получают обычно 90 баллов и выше, середняки уровня абитуриентов МИФИ - в районе 75 баллов. Оценки в районе 55 свидетельствуют либо о слабых способностях школьника (такому надо искать вуз с жестким недобором абитуриентов), либо о том, что ученик к зачетам совсем не готовился, а вместо этого понадеялся на остаточные знания.
Успевающим ученикам кружка для решения и дальнейшего обсуждения даются задачи повышенной трудности олимпиадного уровня.
Подробнее о плане подготовки к поступлению в МГУ
Вступительные кампании на физический факультет МГУ (2009, 2010, 2011)