Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Допуск 0

Из опыта организации физико-математического кружка в Москве
Из опыта организации физико-математического кружка в Москве

(с) Шведов Олег Юрьевич

Начиная с 2008 года, я обзавелся собственными учениками, которых готовлю к поступлению на физический факультет МГУ (группа в контакте , заметка о работе кружка в 2011 году).

При этом кружок для учеников я смог создать только в других регионах (Курской области и Рязани) - и каждую неделю к ученикам выезжаю (тяжело, конечно).

С текущего учебного года я решил организовать аналогичный кружок в Москве. О проблемах при организации данного кружка речь и пойдет ниже.

Поскольку от всей Москвы на физфак МГУ ежегодно поступает примерно 200 человек, организация кружка для такого большого количества школьников выглядит малореальной задачей. Поэтому я сразу сузил задачу, решив ограничиться одним из округов Москвы (если заниматься подготовкой школьников одного из 10 округов Москвы, то речь идет примерно о 20 учениках от параллели). Ткнув в карту более-менее случайным образом, я выбрал Юго-Восточный округ.

Почему? Выбрав Западный или Юго-Западный округ (добираться мне было бы, конечно, гораздо удобнее), я сразу же начинал конкурировать с официальными подготовительными курсами МГУ. Скажем, можно выбрать школу рядом с МГУ - и приглашать абитуриентов заниматься туда. Получается, что абитуриент будет выбирать между моим кружком и официальными курсами (ВФШ, ВФМШ и т.д.). Если я проигрываю - остаюсь без учеников, если выигрываю - ко мне начинают резко отрицательно относиться официальные представителя физфака. Драка с другими преподавателями физфака никогда ни к чему хорошему для меня не приводила.

Так что этот вариант, наиболее очевидный, отпал - и я решил взять округ подальше от МГУ.

В Юго-Восточном округе, население которого раза в два больше населения Рязани (как здорово ;), я обосновался в школе 1142 у метро "Марьино". Школа малоизвестная - но это и хорошо: раз создается кружок принципиально нового типа, он не должен ассоциироваться с какими-то уже известными общественности школами. Для работы я взял 10-ю параллель (пока кружок формируется, надо уж точно начинать с 10-го класса: 11-й класс ведь почти без подготовки должен идти на олимпиады).

Первые проблемы начались в сентябре-октябре. Конечно, я был далек от мысли, что кого-то из нынешних учеников школы 1142 удастся подготовить в МГУ. Но я, по крайней мере, рассчитывал, что ученикам нужна будет подготовка к ЕГЭ по математике и физике для поступления в вузы второго плана (энергетический, бауманский и т.д.) - было важно, чтобы в коллектив кружка вошел хотя бы один местный ученик. К сожалению, добиться этого не удалось, и кружок остался без учеников школы. К счастью, администрация школы разрешила мне проводить занятия, в расчете на то, что в младших параллелях школы в дальнейшем могут оказаться школьники, заинтересованные в подготовке к ЕГЭ.

Как и в других регионах, проблема привлечения школьников в кружок оказалась гораздо более серьезной, чем поиск места для кружка.

В Курске наиболее эффективными оказались два метода:

  • рассылка писем директорам всех школ Курска с приглашением учеников в кружок
  • персональное приглашение школьников, добившихся хоть каких-то успехов на хоть каких-то олимпиадах (неважно, по математике, физике или астрономии)
В Рязани наиболее эффективной оказалась работа с методистом по физике Рязани, которая и формировала коллектив кружка.

К сожалению, использование этих методов в ЮВАО, несмотря на вдвое большее население по сравнению как с Курском, так и с Рязанью, натолкнулось на ряд трудностей.

Метод рассылки писем директорам школ показал примерно такую же эффективность, как и в Курске (около 10% директоров как-то отреагировали на письма). В Москве рассылать письма было даже удобнее: каждая школа имеет электронный адрес (в Курске письма рассылались на бумаге в конверте). Так что директора школ ЮВАО Москвы в плане поддержки прогрессивных начинаний - примерно сопоставимы с директорами школ Курска.

А вот что меня потрясло до глубины души - это неэффективность двух других методов на территории ЮВАО. Когда я обращался к курскому школьнику-олимпиаднику с предложением "давайте я буду приезжать к Вам в Курск и готовить Вас к олимпиадам и поступлению" - реакция в абсолютном большинстве случаев была положительной. В ЮВАО, наоборот, - редкий призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады откликался на персональное приглашение в кружок.

Поэтому кружок в целом получается далеко не с самым сильным составом школьников ЮВАО, да и по количеству школьников кружок совсем не такой, как хотелось бы. Попробую, конечно, доукомплектовать 10-й класс путем рассылки дополнительных приглашений... но уж что из этого выйдет, сказать не могу. Так что надо, похоже, уже начинать формировать 9-ю параллель кружка.

Попробую проанализировать географию ЮВАО и цели кружка на ближайшую перспективу.

Через весь ЮВАО змейкой проходит линия метро от "Римской" до "Марьино". Очень напоминает кольцевую линию, но только в масштабах одного отдельно взятого округа: больше нигде в Москве линии такой причудливой формы нет. Поэтому от всех точек округа достаточно удобно добираться до метро "Марьино" и школы 1142. У метро "Марьино" - Братеевский мост через Москва-реку. Когда еще метро не пришло на тот берег, ходил пешком по этому мосту пару раз... и оказывался уже в зарубежье, в Южном округе. Конечно, теперь, когда под мостом проложили перегон "Марьино" - "Борисово" - можно расширяться за счет учеников и из-за границы округа. Вот только хорошо бы с ЮВАО сначала разобраться, а потом уже идти за рубеж, привлекая ребят, обучающихся "на том берегу".

В ЮВАО, если смотреть на результаты олимпиад, школы классифицируются по следующему признаку:

  • лучшие школы - 1303 и 654;
  • средние школы - 1524 и 1547;
  • слабые школы - все остальные.
Поэтому цель кружка на ближайшее время понятна: выводить формирующуюся в кружке сборную слабых школ на уровень школ 1524 и 1547, чтобы сборная была конкурентоспособной по сравнению с этими двумя школами. Тогда, быть может, ученики школ 1524 и 1547 тоже подтянутся в кружок. Пока мои письма в эти школы с приглашением учеников в кружок игнорируются и администрацией школ, и учениками. Ну, а до школ 1303 и 654, конечно, кружку еще расти и расти - так что эта цель скорее на отдаленную перспективу.

Категория: Допуск 0 | Добавил: OlegShvedov (15.03.2012)
Просмотров: 1861 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]