Главная » Статьи » Допуск 0 |
Из опыта организации физико-математического кружка в Москве
(с) Шведов Олег Юрьевич Начиная с 2008 года, я обзавелся собственными учениками, которых готовлю к поступлению на физический факультет МГУ (группа в контакте , заметка о работе кружка в 2011 году). При этом кружок для учеников я смог создать только в других регионах (Курской области и Рязани) - и каждую неделю к ученикам выезжаю (тяжело, конечно). С текущего учебного года я решил организовать аналогичный кружок в Москве. О проблемах при организации данного кружка речь и пойдет ниже. Поскольку от всей Москвы на физфак МГУ ежегодно поступает примерно 200 человек, организация кружка для такого большого количества школьников выглядит малореальной задачей. Поэтому я сразу сузил задачу, решив ограничиться одним из округов Москвы (если заниматься подготовкой школьников одного из 10 округов Москвы, то речь идет примерно о 20 учениках от параллели). Ткнув в карту более-менее случайным образом, я выбрал Юго-Восточный округ. Почему? Выбрав Западный или Юго-Западный округ (добираться мне было бы, конечно, гораздо удобнее), я сразу же начинал конкурировать с официальными подготовительными курсами МГУ. Скажем, можно выбрать школу рядом с МГУ - и приглашать абитуриентов заниматься туда. Получается, что абитуриент будет выбирать между моим кружком и официальными курсами (ВФШ, ВФМШ и т.д.). Если я проигрываю - остаюсь без учеников, если выигрываю - ко мне начинают резко отрицательно относиться официальные представителя физфака. Драка с другими преподавателями физфака никогда ни к чему хорошему для меня не приводила. Так что этот вариант, наиболее очевидный, отпал - и я решил взять округ подальше от МГУ. В Юго-Восточном округе, население которого раза в два больше населения Рязани (как здорово ;), я обосновался в школе 1142 у метро "Марьино". Школа малоизвестная - но это и хорошо: раз создается кружок принципиально нового типа, он не должен ассоциироваться с какими-то уже известными общественности школами. Для работы я взял 10-ю параллель (пока кружок формируется, надо уж точно начинать с 10-го класса: 11-й класс ведь почти без подготовки должен идти на олимпиады). Первые проблемы начались в сентябре-октябре. Конечно, я был далек от мысли, что кого-то из нынешних учеников школы 1142 удастся подготовить в МГУ. Но я, по крайней мере, рассчитывал, что ученикам нужна будет подготовка к ЕГЭ по математике и физике для поступления в вузы второго плана (энергетический, бауманский и т.д.) - было важно, чтобы в коллектив кружка вошел хотя бы один местный ученик. К сожалению, добиться этого не удалось, и кружок остался без учеников школы. К счастью, администрация школы разрешила мне проводить занятия, в расчете на то, что в младших параллелях школы в дальнейшем могут оказаться школьники, заинтересованные в подготовке к ЕГЭ. Как и в других регионах, проблема привлечения школьников в кружок оказалась гораздо более серьезной, чем поиск места для кружка. В Курске наиболее эффективными оказались два метода:
К сожалению, использование этих методов в ЮВАО, несмотря на вдвое большее население по сравнению как с Курском, так и с Рязанью, натолкнулось на ряд трудностей. Метод рассылки писем директорам школ показал примерно такую же эффективность, как и в Курске (около 10% директоров как-то отреагировали на письма). В Москве рассылать письма было даже удобнее: каждая школа имеет электронный адрес (в Курске письма рассылались на бумаге в конверте). Так что директора школ ЮВАО Москвы в плане поддержки прогрессивных начинаний - примерно сопоставимы с директорами школ Курска. А вот что меня потрясло до глубины души - это неэффективность двух других методов на территории ЮВАО. Когда я обращался к курскому школьнику-олимпиаднику с предложением "давайте я буду приезжать к Вам в Курск и готовить Вас к олимпиадам и поступлению" - реакция в абсолютном большинстве случаев была положительной. В ЮВАО, наоборот, - редкий призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады откликался на персональное приглашение в кружок. Поэтому кружок в целом получается далеко не с самым сильным составом школьников ЮВАО, да и по количеству школьников кружок совсем не такой, как хотелось бы. Попробую, конечно, доукомплектовать 10-й класс путем рассылки дополнительных приглашений... но уж что из этого выйдет, сказать не могу. Так что надо, похоже, уже начинать формировать 9-ю параллель кружка. Попробую проанализировать географию ЮВАО и цели кружка на ближайшую перспективу. Через весь ЮВАО змейкой проходит линия метро от "Римской" до "Марьино". Очень напоминает кольцевую линию, но только в масштабах одного отдельно взятого округа: больше нигде в Москве линии такой причудливой формы нет. Поэтому от всех точек округа достаточно удобно добираться до метро "Марьино" и школы 1142. У метро "Марьино" - Братеевский мост через Москва-реку. Когда еще метро не пришло на тот берег, ходил пешком по этому мосту пару раз... и оказывался уже в зарубежье, в Южном округе. Конечно, теперь, когда под мостом проложили перегон "Марьино" - "Борисово" - можно расширяться за счет учеников и из-за границы округа. Вот только хорошо бы с ЮВАО сначала разобраться, а потом уже идти за рубеж, привлекая ребят, обучающихся "на том берегу". В ЮВАО, если смотреть на результаты олимпиад, школы классифицируются по следующему признаку:
| |
Просмотров: 2184 | Рейтинг: 0.0/0 |